лаборатория современного театра

МОСКВА

   

Несколько слов о Лаборатории современного театра

 

Лаборатория современного театра – это театр. Один из многих, но абсолютно самобытный. Это необычное и совершенно уникальное направление в театральной индустрии не только для города, где она находится, но и для России в целом. Амбициозные режиссеры-экспериментаторы, работающие здесь, создают интереснейшие спектакли в различных новых жанрах: это и перфоманс, и минимализм, и импровизированные танцы, и даже световые представления.

 

Они стараются соединить несочетаемые вещи. В световом театре уживаются вместе высококачественная медиа-техника и живые человеческие чувства, льющиеся со сцены. В театре минимализма холодная искусственность и излишняя театральность уничтожаются всеми возможными способами. Во время перфоманса актеры и техники сцены пытаются как можно полнее докопаться до чувств зрителей.

 

 

ИСТОРИЯ
ИСТОРИЯ

Степан Михайлович Николишин, уроженец г. Зарафшан Бухарской области Узбекистана, в 1993 году закончил среднюю школу №217 в Ташкенте и поступил в Ташкентский Государственный Институт Культуры им. А.Кадыри.

С 1994 года Николишин, начинающий свето-художник и мечтающий стать режиссером в собственном театре, устроился работать в мастерскую театрального режиссера, актёра, мима и клоуна Евгения Брима. Помещением лаборатории был бывший склад, переделанный под театральную студию: выкрашенные черным стены и потолок, отдельный кабинет звукорежиссера, отдельный вход для зрителей. Именно здесь начались первые эксперименты Степана со светом. Сначала использовался лишь один прожектор, огромный и очень старый. Степан решил попробовать «нарисовать» светом звездное небо... Специальное жаропрочное черное стекло с отверстиями не удовлетворило получившейся «картинкой», а металлическая пластина с отверстиями различного диаметра дала именно тот результат, который полностью устроил художника. Взяв еще пять прожекторов разных цветов, он наложил их лучи друг на друга, получив в итоге почти настоящие «звезды». Далее начались пробы по перекрещиванию лучей, соединенинию их с готовым «звездным небом», наложению разных фонов, в результате которых сформировались первые 15-20 минут светового спектакля. Музыкальным фоном спектакля был альбом «Wish You Were Here» («Жаль, что тебя здесь нет», англ.) английской психоделик-рок-группы «Pink Floyd» («Пинк Флойд»), тогда наиболее любимой группы Николишина.

В 1996-м Евгений Брим уехал работать в Германию, оставив все свое немудреное оборудование Степану – несколько прожекторов, световой и звукорежиссерский пульты. В бывшей студии Брима случился пожар, в результате чего Николишин был вынужден искать помещение для своей студии и часто менять съемные залы. Перед отъездом Брим показал Николишину одну из своих работ - световую феерию «Фауст», продолжительностью около 20 минут. Это история светового «зайчика», который путешествовал по разным предметам, световым пространствам и разным планетам... Просмотр бримовского «Фауста» произвел на Степана неизгладимое впечатление: возможности театрального света безграничны и результат зависит только от желаний художника. После этого Николишин со своей женой, профессиональным художником, создали первый полнометражный спектакль «Звезды» с сюжетом и персонажами, длительностью 45 минут. 28 мая 1998 года – день рождения «Звезд». На заработанные показами этой феерии средства Николишин приобрел свою первую профессиональную аппаратуру.

В школе, в которой Степан незадолго до этого учился, ему дали разрешение показывать свой спектакль. Итогом явился ремонт школьного актового зала и переделывание его в помещение, полностью подходящее для реализации дальнейших замыслов начинающего режиссера: было отремонтировано вентиляционное и электрическое оборудование, также был отремонтирован старый «задник» на сцене и выкрашен смесью угля и клея ПВА – единственными доступными по деньгам материалами, окна были завешены самым обыкновенным гофрированным картоном, залежи которого обнаружились на соседнем рынке. Результат ремонта получился неожиданный: новый экран отражал лучи света, которые проецировались на него напрямую и совершенно не отражал лучи, которые не попадали непосредственно на него.

После сезона показов первого спектакля Николишин приобрел известность молодого талантливого свето-художника, свето-дизайнера в Ташкенте. На его творчество обратили внимание режиссеры нескольких театров, а Ташкентский государственный драматический театр им. Хидоятова и Узбекский государственный театр кукол предложили ему должности свето-дизайнера.

В этот период к Николишину пришел молодой человек и попросил взять его в ученики по актерской пластике, которая использовалась в «Звездах». Началась интереснейшая работа по созданию студии пластического театра. Через год сложнейшей учебы, методику которой Степан разрабатывал сам, совмещая классические методы Станиславского, элементы хатха-йоги и восточных боевых искусств, учебы без выходных, по 6-8 часов каждый день, набранные в группу обучения ученики стали показывать удивительные результаты. Николишин решил официально зарегистрировать свою деятельность: в январе 2001 года он получил все документы на ООО «Пилигрим-Арт». Фирма просуществовала всего каких-то пять месяцев и затем закрылась. Но люди продолжали приходить, чтобы записаться в студию на обучение. Паралелльно работая в Кукольном театре, Николишин принял со своей студией участие в постановке кукольных спектаклей, который стал лауреатом в фестивале.

11 сентября 2001 года прошла премьера нового спектакля «Танец ушедших...», в котором участвовали как уже сформировавшаяся труппа, так и недавно пришедшие обучаться люди, всего около десяти человек. Спектакль создавался в сотворчестве с театральным художником-сценографом Шухратом Абдумаликовым. Так как последний уже имел на тот момент звание заслуженного артиста Узбекистана, то у режиссеров-художников была отличная материальная база, позволившая использовать такие сложные сценические механизмы как полетный, штанкетный (служит для ручного или механического подъема и опускания деталей оформления) и другие. В день премьеры случился печально знаменитый теракт в Соединенных Штатах Америки, когда были до основания разрушены башни-близнецы Всемирного Торгового Центра. В самом же спектакле есть эпизод, когда под пение муэдзина главный герой расстреливает зрителей световым лучом. Невероятное совпадение привело к тому, что деятельность студии и работы режиссеров-художников сразу заинтересовали средства массовой информации республики. Появилось несколько статей в газетах, местное телевидение сделало репортаж о необычном театре и его труппе, незамедлительно последовало приглашение участвовать в масштабной акции «Деятели Культуры Против Терроризма».

В 2002-м году Николишин переходит работать в Ташкентский Государственный Театр Музыкальной Комедии. Главный режиссер этого театра когда-то работал вместе со Степаном в лаборатории Е.Брима. Он-то и помог в создании новой студии в рамках театра «Музкомедии». Официальное название студии теперь стало «Пластическая студия театра оперетты». Проводится новый набор учеников. В отличие от «Пилигрим-Арт», занятия здесь проходили бесплатно. Доступность занятий привела к тому, что в студию сразу записались 39 человек. До конца двухгодичного курса доучились, к сожалению, только пять человек из всего набора.

Эти пять человек предложили и подтолкнули Николишина в 2004-м к созданию своего театрального коллектива. Так, под эгидой «Театра Кукол» приступил к работе «Пластический театр». В официальную платную студию поступило на обучение 20 человек. Но, не выдержав сложных экономических условий, весь основной состав в течении двух лет разъезжается по республике и по всей России в поисках более выгодных условий работы.

В этой сложной ситуации в 2006-м году единственным выходом оказалось принять предложение работать самого старейшего и богатейшего на тот момент и самого большого театра республики – «Узбекского Государственного Национального Театра Драмы им. Хамзы». Туда и переехала студия, паралелльно набравшая второй поток. Именно тогда и возникла острая необходимость создания четкого маркетингового плана. И снова студия получила официальный юридический статус, уже самостоятельный. В этот период родились пластические, световые, детские интерактивные спектакли, с успехом проходившие на различных площадках и сценах Ташкента.

После этого бывший ученик Николишина Виталий Ким предложил ему работать в Волгограде. В январе 2008 года Николишин приехал в незнакомый ему город. Устроился работать свето-художиком в «Новый Экспериментальный Театр».

Маркетинговый план, составленный с учетом работы в Узбекистане, для Волгограда оказался провальным... Но имея за плечами большой опыт и в голове стратегию, он энтузиазмом приступил к созданию нового театра, уже рассчитанного на российского, в частности на волгоградского, зрителя. В Волгограде проекты реализовались по обратному сценарию: сначала создавалась благоприятная экономическая почва, и только потом начиналась непосредственная работа над проектом.

Первым проектом в начале 2008 года в сотрудничестве с Виталием Кимом стала «Студия мастерства актера пластического театра», затем появился хеппенинг «Rhythm session» и световые спектакли.

После ухода из театра в октябре 2008 года Виталия Кима, Николишин самостоятельно продолжает придумывать и реализовывать проекты.

 

Официально «Волгоградская Лаборатория Современного Театра» начала работать 2 ноября 2008 года и просуществовала до 2015 года. В марте 2015 года, Степан оставил руководство «Волгоградской Лаборатории Современного Театра» своему ученику, Малахову Александру Ивановичу и уехал в Москву, чтобы открыть московский филиал. Однако Александр Малахов не справился с руководством «Волгоградской Лаборатории Современного Театра» и, закрыв свой шестой театральный сезон, «Волгоградская Лаборатория Современного Театра» прекратила своё существование.

 

В ноябре 2015 года Степан Николишин начал тренинговую деятельность в Москве по своей системе. В феврале 2016 года уже был произведён набор первой московской Студии. В мае 2016 года появился проект "Детские спектакли". В октябре 2016 года родился проект "Сны о чём-то большем". И 26-го ноября 2016-го года, в рамках нового проекта «Лаборатория современного театра в Москве» открыла свой первый театральный сезон московской премьерой светового спектакля "День Художника".

Степан Михайлович Николишин, уроженец г. Зарафшан Бухарской области Узбекистана, в 1993 году закончил среднюю школу №217 в Ташкенте и поступил в Ташкентский Государственный Институт Культуры им. А.Кадыри.

С 1994 года Николишин, начинающий свето-художник и мечтающий стать режиссером в собственном театре, устроился работать в мастерскую театрального режиссера, актёра, мима и клоуна Евгения Брима. Помещением лаборатории был бывший склад, переделанный под театральную студию: выкрашенные черным стены и потолок, отдельный кабинет звукорежиссера, отдельный вход для зрителей. Именно здесь начались первые эксперименты Степана со светом. Сначала использовался лишь один прожектор, огромный и очень старый. Степан решил попробовать «нарисовать» светом звездное небо... Специальное жаропрочное черное стекло с отверстиями не удовлетворило получившейся «картинкой», а металлическая пластина с отверстиями различного диаметра дала именно тот результат, который полностью устроил художника. Взяв еще пять прожекторов разных цветов, он наложил их лучи друг на друга, получив в итоге почти настоящие «звезды». Далее начались пробы по перекрещиванию лучей, соединенинию их с готовым «звездным небом», наложению разных фонов, в результате которых сформировались первые 15-20 минут светового спектакля. Музыкальным фоном спектакля был альбом «Wish You Were Here» («Жаль, что тебя здесь нет», англ.) английской психоделик-рок-группы «Pink Floyd» («Пинк Флойд»), тогда наиболее любимой группы Николишина.

В 1996-м Евгений Брим уехал работать в Германию, оставив все свое немудреное оборудование Степану – несколько прожекторов, световой и звукорежиссерский пульты. В бывшей студии Брима случился пожар, в результате чего Николишин был вынужден искать помещение для своей студии и часто менять съемные залы. Перед отъездом Брим показал Николишину одну из своих работ - световую феерию «Фауст», продолжительностью около 20 минут. Это история светового «зайчика», который путешествовал по разным предметам, световым пространствам и разным планетам... Просмотр бримовского «Фауста» произвел на Степана неизгладимое впечатление: возможности театрального света безграничны и результат зависит только от желаний художника. После этого Николишин со своей женой, профессиональным художником, создали первый полнометражный спектакль «Звезды» с сюжетом и персонажами, длительностью 45 минут. 28 мая 1998 года – день рождения «Звезд». На заработанные показами этой феерии средства Николишин приобрел свою первую профессиональную аппаратуру.

В школе, в которой Степан незадолго до этого учился, ему дали разрешение показывать свой спектакль. Итогом явился ремонт школьного актового зала и переделывание его в помещение, полностью подходящее для реализации дальнейших замыслов начинающего режиссера: было отремонтировано вентиляционное и электрическое оборудование, также был отремонтирован старый «задник» на сцене и выкрашен смесью угля и клея ПВА – единственными доступными по деньгам материалами, окна были завешены самым обыкновенным гофрированным картоном, залежи которого обнаружились на соседнем рынке. Результат ремонта получился неожиданный: новый экран отражал лучи света, которые проецировались на него напрямую и совершенно не отражал лучи, которые не попадали непосредственно на него.

После сезона показов первого спектакля Николишин приобрел известность молодого талантливого свето-художника, свето-дизайнера в Ташкенте. На его творчество обратили внимание режиссеры нескольких театров, а Ташкентский государственный драматический театр им. Хидоятова и Узбекский государственный театр кукол предложили ему должности свето-дизайнера.

В этот период к Николишину пришел молодой человек и попросил взять его в ученики по актерской пластике, которая использовалась в «Звездах». Началась интереснейшая работа по созданию студии пластического театра. Через год сложнейшей учебы, методику которой Степан разрабатывал сам, совмещая классические методы Станиславского, элементы хатха-йоги и восточных боевых искусств, учебы без выходных, по 6-8 часов каждый день, набранные в группу обучения ученики стали показывать удивительные результаты. Николишин решил официально зарегистрировать свою деятельность: в январе 2001 года он получил все документы на ООО «Пилигрим-Арт». Фирма просуществовала всего каких-то пять месяцев и затем закрылась. Но люди продолжали приходить, чтобы записаться в студию на обучение. Паралелльно работая в Кукольном театре, Николишин принял со своей студией участие в постановке кукольных спектаклей, который стал лауреатом в фестивале.

11 сентября 2001 года прошла премьера нового спектакля «Танец ушедших...», в котором участвовали как уже сформировавшаяся труппа, так и недавно пришедшие обучаться люди, всего около десяти человек. Спектакль создавался в сотворчестве с театральным художником-сценографом Шухратом Абдумаликовым. Так как последний уже имел на тот момент звание заслуженного артиста Узбекистана, то у режиссеров-художников была отличная материальная база, позволившая использовать такие сложные сценические механизмы как полетный, штанкетный (служит для ручного или механического подъема и опускания деталей оформления) и другие. В день премьеры случился печально знаменитый теракт в Соединенных Штатах Америки, когда были до основания разрушены башни-близнецы Всемирного Торгового Центра. В самом же спектакле есть эпизод, когда под пение муэдзина главный герой расстреливает зрителей световым лучом. Невероятное совпадение привело к тому, что деятельность студии и работы режиссеров-художников сразу заинтересовали средства массовой информации республики. Появилось несколько статей в газетах, местное телевидение сделало репортаж о необычном театре и его труппе, незамедлительно последовало приглашение участвовать в масштабной акции «Деятели Культуры Против Терроризма».

В 2002-м году Николишин переходит работать в Ташкентский Государственный Театр Музыкальной Комедии. Главный режиссер этого театра когда-то работал вместе со Степаном в лаборатории Е.Брима. Он-то и помог в создании новой студии в рамках театра «Музкомедии». Официальное название студии теперь стало «Пластическая студия театра оперетты». Проводится новый набор учеников. В отличие от «Пилигрим-Арт», занятия здесь проходили бесплатно. Доступность занятий привела к тому, что в студию сразу записались 39 человек. До конца двухгодичного курса доучились, к сожалению, только пять человек из всего набора.

Эти пять человек предложили и подтолкнули Николишина в 2004-м к созданию своего театрального коллектива. Так, под эгидой «Театра Кукол» приступил к работе «Пластический театр». В официальную платную студию поступило на обучение 20 человек. Но, не выдержав сложных экономических условий, весь основной состав в течении двух лет разъезжается по республике и по всей России в поисках более выгодных условий работы.

В этой сложной ситуации в 2006-м году единственным выходом оказалось принять предложение работать самого старейшего и богатейшего на тот момент и самого большого театра республики – «Узбекского Государственного Национального Театра Драмы им. Хамзы». Туда и переехала студия, паралелльно набравшая второй поток. Именно тогда и возникла острая необходимость создания четкого маркетингового плана. И снова студия получила официальный юридический статус, уже самостоятельный. В этот период родились пластические, световые, детские интерактивные спектакли, с успехом проходившие на различных площадках и сценах Ташкента.

После этого бывший ученик Николишина Виталий Ким предложил ему работать в Волгограде. В январе 2008 года Николишин приехал в незнакомый ему город. Устроился работать свето-художиком в «Новый Экспериментальный Театр».

Маркетинговый план, составленный с учетом работы в Узбекистане, для Волгограда оказался провальным... Но имея за плечами большой опыт и в голове стратегию, он энтузиазмом приступил к созданию нового театра, уже рассчитанного на российского, в частности на волгоградского, зрителя. В Волгограде проекты реализовались по обратному сценарию: сначала создавалась благоприятная экономическая почва, и только потом начиналась непосредственная работа над проектом.

Первым проектом в начале 2008 года в сотрудничестве с Виталием Кимом стала «Студия мастерства актера пластического театра», затем появился хеппенинг «Rhythm session» и световые спектакли.

После ухода из театра в октябре 2008 года Виталия Кима, Николишин самостоятельно продолжает придумывать и реализовывать проекты.

 

Официально «Волгоградская Лаборатория Современного Театра» начала работать 2 ноября 2008 года и просуществовала до 2015 года. В марте 2015 года, Степан оставил руководство «Волгоградской Лаборатории Современного Театра» своему ученику, Малахову Александру Ивановичу и уехал в Москву, чтобы открыть московский филиал. Однако Александр Малахов не справился с руководством «Волгоградской Лаборатории Современного Театра» и, закрыв свой шестой театральный сезон, «Волгоградская Лаборатория Современного Театра» прекратила своё существование.

 

В ноябре 2015 года Степан Николишин начал тренинговую деятельность в Москве по своей системе. В феврале 2016 года уже был произведён набор первой московской Студии. В мае 2016 года появился проект "Детские спектакли". В октябре 2016 года родился проект "Сны о чём-то большем". И 26-го ноября 2016-го года, в рамках нового проекта «Лаборатория современного театра в Москве» открыла свой первый театральный сезон московской премьерой светового спектакля "День Художника". 20-го мая 2017-го года московская Лаборатория закрыла свой первый театральный сезон. В августе 2017 года был открыт проект "Красноречивое молчание". 16 сентября 2017 года был открыт второй театральный сезон московской премьерой пластического спектакля "Исповедь", поставленного в рамках нового проекта. 17 сентября был открыт проект "Знание". 17 февраля 2018 года прошла московская премьера спектакля чайная церемония "Притча о...". 19 мая 2018 года был закрыт второй театральный сезон.

 
Сотрудники Проекты
КАРТА САЙТА

До пластического спектакля
"Исповедь" осталось:

 

0
:
0
:
0

дней
часов
минут

 

купить билет

ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ